"Дай мне зиму и собачью упряжку, а остальное возьми себе!" Это слова знаменитого Кнуда Расмуссена, осуществившего самое большое в истории человечества путешествие на собаках. От Гудзонова залива до Чукотского полуострова 18 тысяч километров прошел датский этнограф со своими спутниками и, вспоминая этот "Великий санный путь", прежде всего написал:
"Меня охватывает горячее чувство благодарности нашим терпеливым, неприхотливым собакам. Мы трудились, выбивались из сил с ними заодно, работали дружно, как только могут работать живые существа, помогая друг другу..."
В Арктике повсюду ездовые собаки оставались незаменимыми вплоть до начала широкого индустриального освоения Севера. Вездеходы и мотонарты катастрофически быстро сократили их поголовье. К счастью, за последнее десятилетие собачьи упряжки вновь снискали популярность и любовь во всем мире. От Баффиновой Земли в Канадском Арктическом архипелаге до Японии и Австралии, от Швеции и Норвегии до ФРГ, Чехословакии и Италии — везде (кроме нашей страны) существуют теперь питомники ездовых собак, клубы собак северных пород, издающие свои журналы. Гонки на собачьих упряжках, ставшие традиционными на Аляске еще в конце прошлого века, распространены во многих странах; там, где нет снега, собак запрягают в специально сконструированные тележки. Славу собакам возвратили и современные экспедиции к обоим полюсам Земли.
Международные каталоги насчитывают семь-десять основных пород и отродий ездовых собак: серая и черная норвежские ездовые собаки, самоед, сибирский хаски ( в Америке "хаски" означает "эскимос", "эскимосская собака"), гренландский хаски. Следует специально отметить, что буквально все породы собак Америки происходят из Азии или Европы — некоторые специалисты считают, что своих центров одомашнивания диких предков собак на этом континенте не было (Боголюбский, 1959 и др.).
Всеобщее признание получили три породы: сибирский хаски, маламут и самоед. Названия пород говорят об их происхождении: маламут — ездовая собака эскимосского племени малемут на Аляске, а родина сибирского хаски и самоеда — наша страна. Однако напрасно искать описания этих пород в отечественных каталогах! Самоед или ненецкая ездовая собака вообще не значился у нас в официальных списках рабочих пород, узнать что-либо о нем можно только в зарубежных каталогах. На последней международной выставке собак в Перу самоед был признан лучшей собакой, чемпионом чемпионов, но это был уже отдаленный потомок наших самоедов, завезенных в Америку. У нас, по-видимому, в чистом виде эта порода уже не сохранилась; собаки, которых можно увидеть в поселках Югорского полуострова, Ямала, острова Вайгач в лучшем случае полу- и четвертькровные. Единственная порода, выделенная советскими кинологами (Мазовер, 1954 и др.) - "северо-восточная ездовая собака"- загадочным образом исчезла из списков отечественных пород после 50-х годов, также как и уникальная "ненецкая оленегонная лайка", пастушья собака ненцев-оленеводов.
И тем не менее ездовые собаки в нашей стране пока еще существуют! До сих пор без них не мыслят свою жизнь коренные народы Севера и Дальнего Востока. У эскимосов, береговых чукчей, юкагиров, ительменов, нивхов и других народов лет двадцать—тридцать назад собачьи упряжки были единственным зимним транспортом, надежным и безотказным, способным найти правильную дорогу полярной ночью, в пургу, среди торосов и на тонком льду.
В качестве транспортного животного собака во многих отношениях удобнее, чем олень. Она всегда стремится быть подле людей. Она намного выносливей и безотказней оленя — тянет нарты, пока может держаться на ногах, — а уставший олень ложится, и его никакими силами не заставишь продолжать путь. В пургу Собаки стремятся к жилью, олени же стараются бежать по ветру, часто прочь от дома. Собаки едят то же, что и люди, и потому на них можно уходить далеко во льды с запасом пищи, нередко общей для четвероногих и двуногих путешественников. Не случайно и Северный и Южный полюсы земли были покорены на собачьих упряжках. Оленям необходим ягель, их нужно отпустить попастись, потом отыскать и поймать — ведь сами они не придут к нарте. Гроза оленей, волки, не столь опасны для собак. Более легкие, собаки проходят по льду и рыхлому весеннему снегу там, где олени скользят и проваливаются. И наконец, собаки намного плодовитей, легче обучаются и незаменимы при оседлом образе жизни. Олень же всегда требует кочевок.
Вот потому-то и в наши дни, несмотря на появление мотонарт, настоящие северяне не могут, да и не хотят жить без своих давних и верных "друзей по риску", как назвал полярных собак известный исследователь Арктики Поль-Эмиль Виктор. Веселые, умные, дружелюбные, ездовые собаки завоевали горячую любовь всех, кто хоть раз соприкоснулся с ними.
Во время работы на Чукотском полуострове мы заметили, что во всех поселках, особенно самых северных, много ездовых собак с вполне определенными, хорошо выраженными породными признаками. Просмотрев отечественные и зарубежные каталоги, мы убедились, что по экстерьеру такие собаки имеют много общего с породами "восточно-сибирская охотничья лайка" и "северо-восточные ездовые собаки" (Мазовер, 1954), но ближе всего они к породе "сибирский хаски" (Палмер, 1988; Dog Standards Illustrated , Suppl .2, 1975; Swedrup , 1976 и др.).
О сибирском хаски в зарубежных каталогах сказано, что эта порода пришла с Чукотки, где использовалась чукчами-оленеводами как ездовая, охотничья и пастушья. В начале 20 века несколько упряжек были вывезены на Аляску с Нижней Колымы. Чукотские собаки полюбились жителям Аляски за свои рабочие качества (они не раз выигрывали разнообразные гонки этого штата), сметливость и дружелюбие, гораздо большие, чем у других полярных шпицев. Было признано, что чукчи воспитывали собак лучше других народов Севера. Вот так и получилось, что Аляска предложила миру новую породу, родина которой — наша страна.
Именно этой породе суждено было пробудить огромный интерес к гонкам на собачьих упряжках и выйти на мировые ринги в качестве прекрасной выставочной собаки.
Как же складывается судьба сибирского хаски, безымянно существующего у себя на родине? Мы начали изучать этот вопрос в 1985 г. и за четыре года обследовали 2,5 тысячи собак в 13 поселках Провиденского и Чукотского районов. Среди этих собак ездовых оказалось чуть больше половины, около 1350 особей. Остальные — в основном одичавшие и бездомные собаки разных, иногда самых экзотических пород, привезенные из центральных и южных районов нашей страны и брошенные здесь хозяевами на произвол судьбы.
Основная часть собак — 1074 особи, объединенные в 105 упряжек, — сосредоточена в поселках Чукотского района. В Провиденском районе наибольшее количество ездовых собак в поселке Янракыннот (свыше 100 особей), однако по сравнению с 1977—78 гг. их число сократилось почти вдвое, а доля помесных собак заметно возросла.
Описание типичных признаков породы и бонитировку мы провели летом 1987 г. на самой многочисленной популяции пос. Лорино, дополнив и проверив ряд данных весной и летом 1988 г. во время осмотра упряжек в поселках Инчоун и Уэлен. Результаты обследования 250 собак Лорино (остальные находились у оленеводов в тундре) показали, что 140 особей обладают четкими породными признаками, одинаковыми у всех животных, но несколько иными (особенно по линейным размерам), чем стандарты пород "северо-восточные ездовые собаки", "восточно-сибирская охотничья лайка" и "сибирский хаски". Лоринские собаки ниже в холке, более квадратные, индекс костистости выше, но в типе это, безусловно, порода "сибирский хаски", хотя нужно особо оговорить наличие среди обследованных собак длинношерстной субпопуляции с несколько иными пропорциями черепа.
Экстерьер
Собаки среднего роста, пропорционального телосложения; тип конституции — крепкий, крепкий-грубый; тип поведения — уравновешенный, спокойный.
Высота в холке: кобелей и кастратов 50—60 см, сук 51—54 см. Высота в крестце равна высоте в холке или на 1—2 см. ниже.
Индекс растянутости: кобелей и кастратов 106, сук 104, т.е. формат приближается к квадратному.
Окрас разнообразный. Наиболее распространены палевый, зонарно-серый, бурый, белый с пятнами, но встречаются собаки черные с подпалами, рыжие с оттенками, чепрачные, пятнистые. Чисто белые собаки редки, чисто черные редки чрезвычайно.
Шерстный покров хорошо развит, грубый, густой. Подшерсток густой, длинный; остевой волос прямой, жесткий, длиной 8—10 см. Покровный волос на шее образует "воротник", а встречаясь с остевым волосом на скулах, — "баки"; покровный волос удлинен вдоль хребта, на бедрах и животе. Как говорилось выше, встречаются и длинношерстные собаки с остевым волосом длиной 12 см и более; у таких собак на шее, конечностях и на хвосте есть украшающий волос (подвес, очесы).
Костяк массивный, индекс костистости кобелей и кастратов 23—26, сук 22—24. Мускулатура сильно развитая, сухая. Кожа плотная, без рыхлой подкожной клетчатки, складок не образует.
Голова клинообразная, крупная, массивная, Череп слегка куполообразный, достаточно широкий между ушами. Переход от лба к морде хорошо выражен, но неглубок и нерезок. Морда заостренная, спинка носа параллельна плоскости лба. Губы сухие, плотно прилегающие. Окраска мочки носа коррелирует с цветом шерсти: у 75 % собак черная, у 25 % коричневая или светло-коричневая, из 140 собак только у одной мочка розового цвета.
Глаза овальные, косо поставленные, у большинства коричневые или желтые, но встречаются собаки с голубыми глазами.
Зубы крупные, половина собак — с нормальным ножницеобразным прикусом, у остальных прикус прямой или тугой. Стачиваются зубы несколько медленнее, чем у европейских собак, что, возможно, связано с преимущественно белковым питанием. Данные по зубной формуле немногочисленны, но неполнозубых особей не обнаружено.
Шея короткая, поставлена низко, по углом 45 градусов.
Грудь широкая, глубокая, в передней части сжата с боков; нижняя часть
грудной клетки находится на одной линии с локтевыми суставами. Обхват груди у кобелей и кастратов 70 — 78см, у сук 66—75 см.
Холка хорошо развита, выступает незначительно. Спина прямая, крепкая,
широкая. Круп широкий, горизонтальный, крепкий. Живот умеренно подтянут.
Передние конечности. Угол плечелопаточного сочленения приближается к 90 градусам, предплечья перпендикулярны линии спины, пясти поставлены слегка наклонно, запястья сильно развиты.
Задние конечности параллельны, поставлены прямо. Линия, проведенная вниз от седалищных бугров, совпадает с линией, проведенной
через головку пяточной кости. Плюсны поставлены вертикально. Лапы округлые, сведены в комок.
Хвост длиной до скакательного сустава или чуть короче, посажен немного ниже линии спины. Форма хвоста серповидная, саблевидная, поленом. Равномерно опушен.
Такой экстерьер типичен для животных, приспособленных к длительнойтягловой работе с большой физической нагрузкой. Короткая, низко посаженная шея, прямые, широкие поясница и круп, оптимальные углы плечелопаточного сочленения, коленного и скакательного суставов — все это позволяет развивать максимальное тяговое усилие, а характерный постав пясти и сильноразвитые запястья обеспечивают хорошую амортизацию.
Пределы изменений и средние значения промеров (см)
ездовых собак Чукотского района.
Показатели
|
Кобели и кастраты
n= 60 |
Суки n=35 |
Пределы |
Среднее |
Пределы |
Среднее |
Высота в холке
|
49- 6 1
|
54,5
|
49-53
|
52
|
Обхват пясти
|
12-14,5
|
13,2
|
11-14
|
12,5
|
Косая длина туловища
|
54-63,5
|
57,8
|
50-59
|
55,1
|
Длина головы
|
18-24
|
21 ,5
|
19-22
|
20,5
|
Длина морды
|
9-11,5
|
10
|
8-10
|
8,5
|
Обхват груди
|
70-78
|
73,5
|
66-75
|
70
|
Длин» передней ноги
|
25-31
|
28
|
24-30
|
28
|
Индекс
|
костистости
|
высоко-ногости
|
массивности
|
длинноголовости
|
растянутости
|
Кобели
и кастраты
|
24
|
51
|
135
|
39,5
|
106
|
Суки
|
23,5
|
54
|
132,5
|
38,5
|
104
|
Поведение
В целом ездовые собаки к человеку относятся не агрессивно, характер спокойный, уравновешенный, но встречаются особи с выраженной пассивно-оборонительной реакцией на человека, однако это совсем не значит, что они хуже обучаются и работают. Взаимоотношения между собаками из разных упряжек сложные, зависящие от многих факторов. Вожака подбирают и обучают года два. Драки между кобелями иногда приводят к гибели одного из соперников, отмечены случаи уничтожения щенков, попавших на территорию чужой упряжки. Охотничье поведение нами не исследовалось, но известно, что знаменитые собаки-луночницы, находившие продухи кольчатой нерпы, отбирались из ездовых. Некоторые собаки наряду с работой в упряжке используются для пастьбы оленей.
Содержание и кормление
Ездовых собак содержат привязно, упряжками, располагая в той последовательности, как их запрягают. Летом в сырых местах для упряжек иногда делают настилы из досок, а часть кастратов и суки со щенятами живут беспризорно. Такой традиционный способ содержания имеет существенные недостатки: в поселке трудно поддерживать чистоту, зимой замерзает большое количество щенков, так как немногие пускают сук щениться даже в неотапливаемую часть дома, хотя раньше, как правило, суки щенились и выкармливали потомство в ярангах. Но главный недостаток — возможность вольных случек с одичавшими и бездомными собаками самых разных пород, завозимых на Чукотку.
Одна из основных причин сокращения числа упряжек в нашей стране — необеспеченность кормами во многих районах этого региона. Например, в пос. Марково на реке Анадырь в начале 1930-х гг. было 22 упряжки, т.е. около 300 собак, а сейчас — несколько неполных упряжек (по 6—7 собак, хотя обычны упряжки от 8 до 12 собак). Местные жители держали бы и больше, но их трудно и дорого прокормить. Такое же положение на Камчатке, где собак всегда кормили рыбой. Сейчас рыбу на них не выделяют, хотя по берегам рек, куда на нерест идет красная рыба, она гниет грудами, браконьерски выпотрошенная на икру. В поселках Чукотского полуострова положение с кормами лучше — там издавна существует морской зверобойный промысел, на отходах которого и содержат собак.
Развитое и экономически выгодное ездовое собаководство может существовать только в районах, где есть достаточное количество дешевого белкового корма, ведь у собак сохранился преимущественно белково-жировой тип обмена веществ. Для них не годятся нормы кормления, принятые в отечественном служебном собаководстве, которые рекомендуют восполнять энергетические затраты за счет углеводов, а не жиров, хотя разложение в организме жира в 2,4 раза энергетически более выгодно, чем углеводов.
Некоторые совхозы Чукотки разработали нормы кормления ездовых собак, но, к сожалению, без учета возраста и физиологического состояния животных. Владельцам упряжек отпускается по себестоимости мясо морского зверя, продукты его переработки, где содержание белка, микроэлементов и витаминов выше, чем в мясе копытных. Свежие и заквашенные в земляных ямах мясо и жир моржей и китов, вяленная специально для собак юкола (хребтина с остатками мяса — отход от приготовления юколы для людей) содержит высококачественные питательные вещества. Только беременным и щенным сукам и подрастающему молодняку нужно давать больше кальциевых кормов.
Ездовых собак кормят умеренно, считая, что раскормленные хуже работают и дольше входят в форму. Когда собак не используют, то дают пищу через день, а в период работы — ежедневно на ночь. После тяжелой работы и в сильные холода корм варят с добавлением круп и муки, количество жира стараются увеличить. В среднем собака съедает за сутки около 800г. мяса и жира. Каюры всех стран, участвующих в международных гонках, уделяют вопросам кормления своих собак много внимания, видя в этом один из главных залогов успеха.
Правильное кормление и рациональное использование животных позволяет сохранить хорошую работоспособность хаски до 8—10 лет, а в отдельных случаях и до 12—14.
Состояние популяции ездовых чистокровных собак на Чукотке можно охарактеризовать как угрожающее. Процесс "растворения" чистокровных собак среди бродячих метисных и завозимых собак ускоряется. Определенный урон природе может принести нерегулируемый вывоз, в том числе за рубеж, лучших представителей лаек. Критическое положение усугубляется тем, что нет организаций, занимающихся селекцией и сохранением породы. Необходимо принять срочные меры, иначе порода в ближайшие годы может исчезнуть. Представляется, что эти меры могут состоять в следующем:
Создать объединение каюров — владельцев племенного ядра. Организовать селекционно-племенную работу, в том числе — в специализированных питомниках.
Более масштабно и организованно вести борьбу с бездомными собаками, ограничить ввоз на Чукотский полуостров собак других пород.
Популяризировать и поднять престиж ездового собаководства.
Дать возможность населению заготавливать достаточное количество корма для упряжек.
Возобновить поставки необходимых материалов для изготовления нарт, упряжи.
Наконец восстановить в нашем списке служебных пород ездовых собак Чукотки.
|